7 апреля президент КХЛ Алексей Морозов встретился с представителями прессы и ответил на вопросы о решениях Совета директоров, играх плей-офф, работе Спортивно-дисциплинарного комитета и других темах.
– Состав участников чемпионата утвержден, и в следующем сезоне также выступят 23 клуба, участвовавших в этом году. Все команды предоставили финансовые гарантии и ведут подготовку к новому сезону. В числе нововведений – теперь заявки от участников принимаются на ближайшие пять лет. Это говорит о том, что руководство клубов настроено на долгосрочное сотрудничество, и нам не потребуется ежегодно утверждать состав участников на Совете директоров. В случае появления новых клубов, мы рассмотрим их заявки.
Также среди изменений – увеличение нижней и верхней границ зарплат. В следующем сезоне изменится только нижняя граница, увеличившись на 25 миллионов и составив 475 миллионов рублей. В сезоне 2026-2027 верхняя граница увеличится на 50 миллионов и достигнет 950 миллионов, а нижняя граница вырастет на 50 миллионов и составит 525 миллионов. В сезоне 2027-2028 верхний предел достигнет миллиарда рублей, а нижний – 600 миллионов.
Со следующего сезона, начиная со второго раунда плей-офф, клубы смогут выплачивать премиальные в размере 50 миллионов рублей суммарно, которые не будут учитываться в потолке зарплат. С третьего раунда – 75 миллионов, за выход в финал – 150 миллионов. В случае победы в Кубке Гагарина бонусы для игроков не ограничены. Это сделано для дополнительного стимулирования хоккеистов для достижения высоких спортивных результатов. Что касается лимита легионеров на матч, то ранее у нас было два таких игрока. Мы провели опрос среди клубов, и большинство высказалось за сохранение текущего положения дел.
– Какие клубы выступили инициаторами повышения потолка зарплат?
– Многие клубы интересовались и задавали вопросы о планах по увеличению нижней и верхней границ зарплат. Некоторые даже официально обращались с просьбой рассмотреть такую возможность. Мы обсудили этот вопрос со всеми клубами и детально проработали его. Важно было учесть нашу стратегию: с помощью пола и потолка зарплат мы стремимся повысить конкуренцию в Лиге. Необходимо, чтобы увеличение потолка не оказало негативного влияния на конкуренцию, а наоборот, способствовало её усилению и росту интереса к играм. Вопрос был вынесен на Совет директоров, клубы внесли различные предложения, и в итоге через три года мы придем к показателям в миллиард и 600 миллионов рублей.
– СКА и ЦСКА выбыли из плей-офф уже в первом раунде. Считаете ли вы, что это результат мер Лиги по повышению конкуренции?
– Мы и ранее отмечали, что выравнивание команд – это не быстрый процесс, а постепенная работа. И сейчас мы видим первые результаты. Для достижения спортивных успехов важны не только финансовые ресурсы, но и профессионализм руководителей клуба, менеджеров и тренеров, чья роль огромна. В этом сезоне были примеры, когда смена тренера кардинально меняла игру команды. Все эти факторы сейчас играют свою роль. И пример с вылетом в первом раунде – это не только СКА и ЦСКА, но и действующий чемпион – «Металлург». Несмотря на сохранение состава, что-то пошло не так. Конкуренция возросла настолько, что им не удалось пройти даже во второй раунд. Это вызывает интерес у болельщиков – в этом сезоне мы наблюдаем рекорды по посещаемости, активности в социальных сетях и просмотрам. При разработке стратегии мы проводили опросы среди болельщиков, чтобы узнать, что им наиболее интересно в хоккее. Главным фактором оказалась непредсказуемость результатов как всего сезона, так и отдельных матчей. Мы движемся в этом направлении и привлекаем внимание аудитории. Один из опросов показал, что хоккей становится спортом номер один в стране.
– После рекордного гола Овечкина матч был прерван, и состоялась торжественная церемония. Планирует ли КХЛ проводить подобные мероприятия в честь значимых событий?
– Это было зрелищно и замечательно – рекорд, державшийся 26 лет, был побит российским хоккеистом. Церемония прошла на высоком уровне, и если у нас будут устанавливаться новые рекорды, мы будем рассматривать возможность проведения подобных мероприятий. Это нравится болельщикам. Я сам видел эту церемонию – это было очень трогательно.
– Не приведет ли увеличение потолка зарплат к еще большему расслоению между клубами?
– Напротив, мы стремимся к сокращению разницы между верхней и нижней границами зарплат. Сейчас нижняя граница в 450 миллионов составляет 50% от верхней (900 миллионов). А при миллиарде и 600 миллионах разница будет уже менее 50%. К тому же есть система бонусов. Даже увеличение нижней границы на 25 миллионов в следующем сезоне – это возможность для клуба подписать еще одного хорошего игрока. Это важно для команд – усиление состава качественным игроком может привести к улучшению результатов и усилению конкуренции за выход в плей-офф, а значит, к увеличению количества непредсказуемых матчей.
– По итогам общения с клубами, есть ли уверенность, что экономическая ситуация позволяет им запрашивать такие средства на усиление состава?
– Мы проводили опросы, наши финансовые специалисты разработали модель, учитывая инфляцию и количество лет, в течение которых потолок зарплат оставался неизменным. Инфляция влияет на все сферы жизни, включая зарплаты хоккеистов. Мы считаем, что предложенное увеличение является оптимальным, учитывая текущую экономическую ситуацию.
– Какова ситуация с клубами, испытывавшими финансовые трудности в этом сезоне?
– Именно поэтому мы просим клубы предоставлять финансовые гарантии на пять лет, чтобы быть уверенными в их долгосрочных намерениях. А не так, чтобы команда играла один год, а дальше – как получится. При Совете директоров функционирует комитет по финансовому контролю клубов, который за последние годы помог урегулировать множество ситуаций с задержками зарплат. Комитет активно включался в работу, помогал клубам находить решения в сложных ситуациях. В этом году задержки были у «Салавата Юлаева» и «Барыса», но на данный момент все долги погашены, и мы внимательно следим за ситуацией.
– Как вам серия между московским «Динамо» и СКА? Можно ли сказать, что интерес к ней сопоставим с финалом Кубка Гагарина?
– Я бы отметил не только эту серию, но и другие. Одна серия завершилась со счетом 4-0, но и там «Торпедо» оказало достойное сопротивление команде, победившей в регулярном чемпионате. От серии «Динамо» и СКА все ожидали напряженной борьбы, но мы также с нетерпением ждем развития событий в сериях «Автомобилиста» и «Ак Барса», «Сибирь» сравняла счет, и там тоже будет седьмая игра. А седьмой матч – это всегда игра нервов, игра тренерских решений и психологии игроков. Одна ошибка может решить исход всей серии. Здорово, что такие напряженные серии есть уже с первого раунда. Следующий раунд – перекрестный, и мы следим за тем, кто на кого может выйти. Вполне возможно, что нас ждет скрытый финал «Локомотив» – «Авангард» во втором раунде. Это будет очень интересное противостояние. Вариантов много, например, «Спартак» против «Салавата Юлаева». Скоро узнаем всех участников второго раунда (улыбается).
– Овечкин заявил о намерении вернуться в московское «Динамо». Вас радует эта новость?
– Я общался с Александром, он интересовался ситуацией в КХЛ, потолком зарплат, планами Лиги на будущее. Конечно, он не исключает возможности вернуться в Россию после окончания контракта и играть за родной клуб. Главное, чтобы здоровье позволяло ему продолжать радовать болельщиков своей игрой, и мы будем ждать его возвращения.
– Вы упомянули, что для успеха клубам, помимо финансирования, нужны и другие факторы. Какую еще поддержку может оказать Лига?
– Совершенно верно. Важна работа менеджеров, тренеров, правильный подбор игроков, атмосфера внутри команды, поведение игроков, их понимание и выполнение установок тренера. Это базовые принципы – нельзя собрать команду из техничных игроков и назначить тренера, который придерживается совершенно иной хоккейной философии. Все эти компоненты в совокупности определяют результат команды.
– Евгений Кузнецов вернулся в КХЛ. Как вы оцениваете его игру?
– У него был непростой сезон. Все ждали его возвращения после травмы, он вышел на лед – и снова получил повреждение, попав в список травмированных. Сезон получился скомканным. Возможно, травмы повлияли. В начале сезона, когда он проходил адаптацию, он демонстрировал хорошие результаты, забивал. Его поставили в звено с Демидовым, и многие отметили, как раскрылся Демидов. Кузнецов принес в Лигу много интереса, креатива, стал наставником для молодых игроков. Наверное, опыт совместной игры и пребывания в одной раздевалке с таким мастером пойдет им на пользу.
– Зубов в интервью сказал, что «Сочи» существует «для галочки» уже семь-восемь лет. Был ли разговор с руководством клуба?
– Мы встречались, обсуждали ситуацию, знаем о планах клуба. По итогам встречи достигнута договоренность о том, что стратегия и ситуация в клубе в межсезонье будут скорректированы. Клуб нацелен на достижение результата. Мы верим в потенциал региона, там много туристов, готовых посещать хоккейные матчи, и есть вся необходимая инфраструктура. Команде нужно чаще побеждать и быть более конкурентоспособной. Мы провели совещание, представили свое видение и надеемся, что ситуация изменится к лучшему.
– Планирует ли Лига изменить медицинский регламент в части внесения игроков в список травмированных? Чтобы исключить ситуации, когда клуб заявляет о серьезной травме, вносит игрока в список травмированных, а через пару дней возвращает его в состав.
– Наш регламент работает должным образом – для вывода игрока из списка травмированных необходимо предоставить медицинские заключения, подтверждающие его выздоровление. Особенно это касается сотрясений головного мозга – я понимаю, о чем вы говорите. В случае с Никишиным, первоначально сообщалось о сотрясении мозга. Через несколько дней нам предоставили все необходимые документы, подтверждающие, что он здоров и прошел все медицинские осмотры. Мы лично общались с ним, так как столкновение выглядело очень опасным. Мы были на связи и с клубом, и с врачами, принимавшими решение и проводившими осмотр игрока. В данном случае, все действия были в рамках регламента, и игрок был допущен к участию в матчах.
– Есть ли у клубов планы по обновлению арен?
– В Нижнем Новгороде строительство новой арены идет по плану, и команда должна переехать туда в следующем году. Самый старый дворец спорта сейчас в Ярославле. Также строятся новые арены в Москве для ЦСКА и «Спартака».
– Широко обсуждался вопрос о матче между сборными КХЛ и НХЛ. Ведутся ли переговоры по этому поводу?
– Мы всегда выступали инициаторами таких встреч, нам интересны подобные матчи для популяризации хоккея. Мы понимаем, что у КХЛ и НХЛ немного различаются календари. Два года назад мы проводили совещание с представителями НХЛ, обсуждали возможность проведения таких матчей и знаем, что они также рассматривают этот вопрос. Сейчас у нас идет плей-офф, но параллельно мы прорабатываем варианты, чтобы это могло быть реализовано и устроило обе стороны, а главное – было интересно болельщикам. Летом у нас будет время для более детального обсуждения этой темы.
– Плей-офф – это время жесткой борьбы. Хотелось бы узнать, планируются ли комментарии по поводу решений СДК – почему в одной ситуации назначают дисквалификацию, а в другой – нет?
– Лига ведет борьбу против грубой игры, у нас функционирует СДК, который рассматривает каждый спорный эпизод и принимает решения путем голосования. Их действия регламентированы четкими правилами. Что касается эпизода с Мерфи в матче «Салавата Юлаева», то клуб не обращался в СДК, возможно, посчитали, что это были игровые эмоции. По эпизоду с Долженковым СДК провел разбирательство. При принятии решений учитывается множество факторов. В том числе, наличие рецидивов у игрока, статистика нарушений. Например, у Григория Панина уже были случаи ударов в голову, и в случае повторения подобного нарушения, он может получить дисквалификацию на пять матчей. И это будет оправдано, учитывая его историю. В случае с Долженковым это был единичный эпизод, понятные эмоции плей-офф. СДК принял такое решение, в комитете работают опытные специалисты. В дальнейшем в серии обошлось без грубостей, с которыми мы ведем борьбу. Мы хотим видеть жесткую, но честную борьбу на льду.