После триумфальной победы сборной СССР в финале Кубка Канады-1981, на групповом фото герой того матча Сергей Шепелев стоял где-то сзади, его почти не видно. Это отражает всю его натуру: он всегда был скромен, избегал излишнего внимания. Тогда, вероятно, его выдающуюся игру еще не называли гениальной, такие громкие слова не были в обиходе.
Безусловно, основным героем матча единодушно признали Владислава Третьяка, и это вполне заслуженно. Канадцы полтора периода мощно атаковали, создавая множество опасных моментов, но Третьяк отражал все броски, чем заслужил всеобщее восхищение хоккейного мира. Однако для победы нужны были и голы. До 32-й минуты счет оставался 1:1, и исход матча был непредсказуем.
Ключевой перелом в матче принесла тройка нападения «Спартака»: Шалимов – Шепелев – Капустин. Именно это звено, до того как Шепелев оформил свой знаменитый хет-трик, сумело преодолеть колоссальное давление и начать демонстрировать свою игру. Сергей Шепелев стал тем игроком, который обеспечил результат. Его три шайбы, забитые подряд за чуть более десяти минут (последняя – уже в дебюте третьего периода), пришлись на наиболее критические моменты игры, что значительно повышает ценность этого уникального достижения. Суперзвездная команда Канады под руководством легендарного Скотти Боумэна не снижала темп, и лишь после сольного прохода Владимира Крутова и его эффектного гола в меньшинстве, который сделал счет 5:1 в пользу СССР, канадцы, казалось, окончательно сникли.
Однако именно три гола Шепелева стали поворотным моментом. Возможно, они не отличались особой изысканностью, но в них присутствовала идеальная продуманность и точность исполнения. На 32-й, 37-й и 42-й минутах матча спартаковец просто оказывался в нужной точке, завершая комбинации стремительными бросками. Шепелев был в великолепной форме. Его хет-трик, конечно, был бы невозможен без вклада партнеров (Фетисов и Касатонов в первом случае, Касатонов и Капустин во втором, когда Шепелев реализовал численное преимущество, и Макаров в третьем). Но решающий удар нанес именно он, и, учитывая значимость матча, подобного достижения нет ни у кого другого в истории советского и российского хоккея.
После этого турнира наша сборная (ни в советскую, ни в российскую эпоху) больше не выигрывала соревнований с участием всех сильнейших хоккеистов мира. Финал 13 сентября 1981 года на монреальском «Форуме» по своей значимости уступает, пожалуй, лишь первой игре первой Суперсерии 1972 года, состоявшейся там же 2 сентября, и стоит в одном ряду с решающей встречей Кубка вызова 11 февраля 1979 года, когда была одержана легендарная победа 6:0 над сборной НХЛ. Хотя олимпийские победы традиционно имеют больший вес (за Кубок Канады даже не полагались премиальные, их пришлось выбивать), речь идет о событиях, ставших знаковыми не только для отечественного, но и для всего мирового хоккея.
Таким образом, Сергей Шепелев имел все шансы стать столь же культовой фигурой для российского хоккея, как Пол Хендерсон для Канады после победы в первой Суперсерии. Однако Шепелев не достиг такой степени популярности и всенародного признания. Причин этому несколько: во-первых, его врожденная скромность; во-вторых, отсутствие в советском хоккее традиции активно продвигать «героев второго плана», поскольку «главных героев» хватало с лихвой; в-третьих… существует множество других факторов, по которым Сергея Шепелева сегодня не всегда узнают на улицах, хотя к своим 70 годам он мало изменился внешне.
Между прочим, после Кубка Канады мировая пресса, помимо Третьяка, чаще всего выделяла именно Шепелева в составе сборной СССР. Турнир начался для него (да и для всей команды, находящейся под психологическим давлением после гибели Валерия Харламова) не слишком ярко, но к ключевым матчам он набрал отличную форму. Полуфинал против сильной чехословацкой сборной часто упоминают вскользь, но Шепелев показал в нем не менее мощную игру, чем в финале: он открыл счет на 9-й минуте в большинстве, ассистировал Виктору Шалимову при третьем голе на 17-й минуте и безупречно реализовал буллит на 32-й. Матч завершился со счетом 4:1. Вклад Шепелева и его звена был не просто важным, а решающим.
Неудивительно, что Сергей Шепелев был включен в символическую сборную турнира, наряду с Владиславом Третьяком (признанным также самым ценным игроком) и Алексеем Касатоновым, а также канадскими нападающими Майком Босси, Жильбером Перро и чехословацким защитником Арнольдом Кадлецом. Тот год был поистине выдающимся для Шепелева, учитывая, что он с блеском провел свой дебютный чемпионат мира-1981, забивая в трех важнейших матчах подряд и оформив по дублю в играх с Канадой и Швецией. Это был лишь второй сезон Сергея в «Спартаке» под руководством Бориса Кулагина и первый, когда он играл в центре тройки, созданной мэтром специально для сборной. Хотя Шепелев привык играть на правом фланге, Кулагин учел его опыт игры в центре за «Автомобилист». Звено быстро сыгралось, и опытные Шалимов и Капустин, который устал от армейской дисциплины, помогли Шепелеву из Свердловска обрести уверенность. Кулагин ценил Шепелева за его «скорость, неординарную обводку и снайперские качества», а его новые партнеры всегда были готовы подстраховать его в зоне атаки, особенно в начале.
Когда Виктор Тихонов в конце олимпийского 1980 года пригласил 25-летнего Шепелева в обновляющуюся сборную, его главным опасением было то, что Сергей не сможет в полной мере справляться с оборонительными функциями. Однако эти опасения оказались напрасными: к Шепелеву по части защиты было мало претензий, а организационные функции равномерно распределялись между всеми тремя нападающими, которые были равны как в понимании игры, так и в ее исполнении. В начале 80-х, после ухода великой тройки Владимира Петрова, новое спартаковское звено на некоторое время стало лучшим в стране, ведь звено Игоря Ларионова дебютировало только на Кубке Канады-1981.
Тот факт, что их земляк успешно выступал за сборную, отчасти смягчил разочарование свердловских болельщиков, которые не хотели расставаться с Сергеем Шепелевым. Однако сам он не покинул бы «Автомобилист» (по его словам, «у нас была славная команда»), если бы не осознавал, что дорога в сборную лежит через Москву, а именно через «Спартак», который присматривался к нему еще с середины 70-х годов.
По собственному признанию, Шепелев с детства был болельщиком «Спартака» и «даже не помышлял о ЦСКА». Тем не менее, ЦСКА также проявлял к нему интерес.
С начала 70-х годов хоккейные эксперты были осведомлены о талантливой юношеской команде «Спутника» из Нижнего Тагила, в составе которой выделялся молодой Сергей Шепелев. Сергей начинал играть в дворовой команде «Олимпия», а азы хоккея осваивал в группе подготовки «Спутника» под руководством тренеров Г. Чистякова и Н. Канаева. Несмотря на это, даже специалистов удивил успех «Спутника» на всесоюзном юношеском финале в Горьком весной 1972 года, где команда завоевала серебряные медали. Тагильчане, не имевшие искусственного льда, начали турнир с разгромного поражения 1:7 от челябинского «Трактора». Впоследствии и знаменитая челябинская школа потерпела крупное поражение от ЦСКА, что побудило Анатолия Тарасова окрестить их хоккей «каменным веком».
Каким же хоккеем тогда могли похвастаться ребята из «Спутника» — «доисторическим»? И как им было противостоять ЦСКА, который забил десять шайб в ворота «Трактора»? Однако они вышли на лед и обыграли команду Владимира Брежнева со счетом 4:3. Своих земляков из «Автомобилиста» они разгромили 6:0, а будущему чемпиону, «Спартаку», забросили пять шайб, пропустив всего две. Лишь ничья с хозяевами турнира оставила «Спутник» на втором месте. Это была настоящая сенсация. Восемь шайб, заброшенных Сергеем Шепелевым, красноречиво говорили о его таланте. Нижнетагильский хоккей никогда больше не достигал таких высот. Лучшего бомбардира сразу же пригласили в областной центр, в Свердловск, чтобы он играл за флагман среднеуральского хоккея, известный своими талантами, где уже блистал кумир местных болельщиков Аркадий Рудаков, который впоследствии успешно выступал и за чемпионский «Спартак» в 1976 году.
Шепелеву еще предстояло окрепнуть в армии, выступая за свердловский СКА под руководством Владимира Альфера. Эта команда в первой половине 70-х была весьма квалифицированной и независимой. Именно в составе СКА Сергей Шепелев, проведя за армейцев около сотни матчей и забросив 45 шайб, стал чемпионом мира среди молодежи в 1975 году. После возвращения в «Автомобилист» в первом же сезоне он помог клубу выйти в высшую лигу. Ему также удалось провести один сезон с Рудаковым. По собственному признанию, у Шепелева не было кумиров, но он всегда особо отмечал важную роль старших наставников-партнеров в своем становлении.
В «Спартаке» он мог оказаться сразу после службы в СКА, но тогда же намечалась свадьба, и «Автомобилист» предоставил ему двухкомнатную квартиру. Было бы некрасиво сразу же менять все планы и подводить людей, которые на него рассчитывали. Он остался, и, в целом, не пожалел: в «Автомобилисте» Шепелев сформировался в игрока, готового к большим свершениям. В октябре 1977 года Шепелев с партнерами разгромил свою будущую команду мечты со счетом 9:1, заставив красно-белых сильно пожалеть. Иногда свердловчане доставляли проблемы и самому ЦСКА: однажды армейцам пришлось отложить празднование чемпионства на один матч из-за поражения на Урале. При этом Шепелев забил Третьяку не привычным кистевым броском, а мощным щелчком из круга вбрасывания.
Во второй раз «Спартак» не мог позволить себе упустить Шепелева. Задача по его переходу была поручена начальнику команды Валерию Жиляеву, которому пришлось приложить немало усилий, чтобы сделка состоялась. В Свердловске Жиляева едва не объявили персоной нон грата, заявление о переходе новобранцу пришлось подписывать в туалете в Москве. В Свердловске отъезду Шепелева сопротивлялись всеми силами, и вопрос решался на самом высоком уровне, не только хоккейном, но и государственном. Тем не менее, «Спартак» добился своего. Как позже сам Шепелев заметит: «От судьбы не уйдешь».
Это происходило в конце 70-х годов, и я долго не мог понять, зачем «Спартаку» понадобился Сергей Шепелев. Тогда еще не было легендой последнее чемпионство красно-белых, и еще теплилась надежда, что «Спартак» сможет неоднократно сместить с вершины могущественный ЦСКА. Приход Бориса Кулагина в команду намекал на такие амбиции, но Шепелев, будучи одним из первых новичков обновленного «Спартака», не производил сильного впечатления. Да, он был талантливым уральцем, техничным, с необычной резкой обводкой, результативным, хорошо соображал на площадке, но, по моим предвзятым болельщицким меркам, он не казался достойным преемником Владимира Шадрина по высоким спартаковским стандартам. Однако это было лишь дилетантское мнение болельщика. Борис Кулагин же видел в 24-летнем Шепелеве лидера, возможно, даже лидера ведущего звена. Мэтр не ошибся.
После поражения в Лейк-Плэсиде Виктор Тихонов решительно приступил к обновлению состава сборной. На Призе «Известий»-1980 Шепелев играл в одной тройке с Виктором Шалимовым и динамовцем Сергеем Светловым. С этой спартаковской связкой также пробовались Хельмут Балдерис и Михаил Варнаков, но в итоге, не ища лучшего от лучшего, на чемпионат мира-1981 в Стокгольм отправилось новое ударное звено «Спартака» в полном составе. Оно показало себя на все сто, как и на Кубке Канады-1981. На чемпионате мира-1982 спартаковцы забросили на три шайбы больше, чем тройка Ларионова. Виктор Шалимов стал лучшим снайпером с восемью голами (уступив звание лучшего бомбардира только Уэйну Гретцки), а Шепелев, Макаров и Кожевников забили по шесть шайб. На этом этапе славная, но короткая история звена Шепелева в сборной СССР подошла к концу, но не карьера самого центрфорварда.
На чемпионате мира-1983 в ФРГ Шепелев выступал с Капустиным и Балдерисом, но такого же эффекта достичь не удалось, хотя сборная все равно завоевала третье золото подряд. В дальнейшем Шепелева выпускали с самыми разными партнерами: Светловым, Яшиным, Болдиным, Скворцовым, Герасимовым, Хомутовым. С последними двумя он играл на золотой олимпиаде в Сараево, где звено выглядело крепко, но не претендовало на роль второго. На Кубке Канады-1984 его постоянными партнерами были Кожевников и Ирек Гимаев, а один матч предварительного этапа, именно против Канады, Сергей Шепелев провел в первой тройке с Макаровым и Крутовым, активно помогая партнерам забивать.
Этот турнир, не слишком удачный для команды Виктора Тихонова, ознаменовал окончание как беспрецедентной победной серии сборной СССР, так и карьеры Сергея Шепелева в национальной команде. Он, к слову, выиграл все три чемпионата мира, в которых принимал участие, а также Олимпиаду в Сараево-1984. В его карьере нет проигранных чемпионатов и Олимпиад – результат стопроцентный. Однако нельзя отрицать, что к середине 80-х карьера Шепелева пошла на спад. Причин этому множество: завершал карьеру Шалимов, по состоянию здоровья ушел Кулагин, да и сам Шепелев не становился моложе. Еще одной важной причиной стало то, что «Спартак» просто надорвался в безнадежной погоне за ЦСКА. Четыре подряд вторых места имели свою ценность, но и цена для всех участников оказалась весьма высокой.
Бронза 1986 года стала последней наградой в игровой карьере Сергея Шепелева. После ее завершения ему повезло с предложением из Японии: на остров Хоккайдо он отправился вместе с Виктором Кузькиным, и уже во втором сезоне их работы любительская команда «Джуджо Сэйси» завоевала бронзовые медали. В отличие от своего старшего коллеги, «командировка» Шепелева продлилась целых десять лет, что помогло его семье пережить непростые 90-е. Сам Сергей Михайлович стал самым адаптированным «японцем» среди всех хоккеистов, побывавших там: он не только освоил палочки для еды, но и выучил язык. Вероятно, такое длительное отсутствие не могло не отразиться на его тренерских перспективах в России.
Однако были и яркие моменты в его тренерской карьере: работа со «Спартаком» в начале 2000-х, и особенно – с «Югрой», которую Шепелев привел к двум чемпионствам в Высшей лиге и дважды выводил в плей-офф КХЛ. Вместе с соратниками Николаем Соловьевым (с которым Шепелев сотрудничал неоднократно) и Сергеем Котовым он создал самобытную и привлекательную команду, плодами пятилетней работы которой впоследствии воспользовались многие клубы. Отставку в 2013 году он прокомментировал философски: «У тренеров такая жизнь, что постоянного ничего нет». Весной 2017 года Сергей Шепелев рассматривался как главный кандидат на пост главного тренера «Спартака», но договоренность не была достигнута. Похоже, после этого Сергей Михайлович окончательно потерял интерес к напряженной тренерской работе, «остыл, не хочется тратить лишних нервов». Утешение он нашел в ветеранском хоккее, где активно участвует и по сей день.
Возможно, его не узнают на улицах, но это лишь детали.
Досье: Сергей Михайлович Шепелев
- Дата рождения: 13 октября 1955 года, Нижний Тагил
-
Карьера игрока:
- 1973/1974, 1976-1979: «Автомобилист»
- 1974-1976: СКА
- 1979-1988: «Спартак»
- Игровая статистика: 450 матчей, 188 заброшенных шайб и 156 голевых передач в элитном дивизионе. В списке 34 лучших хоккеистов сезона – 1981, 1982, 1983, 1984, 1986. В сборной СССР – 103 игры, 41 гол. На чемпионатах мира и Олимпиаде – 35 матчей, 16 шайб и 12 передач.
- Достижения игрока: Олимпийский чемпион (1984), чемпион мира (1981-1983), победитель Кубка Канады (1981), чемпион мира среди молодежи (1975).
-
Карьера тренера:
- 1988-1998: «Джуджо Сэйси» (Япония)
- 2000-2005: «Спартак»
- 2005-2007: СКА
- 2007/2008: «Автомобилист»
- 2008-2013: «Югра»
- 2014/2015: «Адмирал»
- 2015-2016: «Амур»
- 2016: «Нефтехимик»
- Достижения тренера: чемпион ВХЛ (2009, 2010).
- Награды и признание: Награжден орденами «Знак Почета» (1981) и «Дружбы народов» (1984). В Зале славы отечественного хоккея с 2014 года.

